Недавнее исследование показало, что в России за последние годы выросло число молодых педагогов возрастом до 25 лет. Это подтверждают результаты международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey).
Недавнее исследование показало, что в России за последние годы выросло число молодых педагогов возрастом до 25 лет. Это подтверждают результаты международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey).
Основное предназначение данного исследования – это изучение проблем школьных учителей и директоров общеобразовательных организаций, их убеждений, а также ситуации, в которой они осуществляют свою деятельность. Впервые такое исследование было осуществлено в 2008 году, но тогда Россия принимала в нём неофициальное участие. В следующий раз его намерены провести в 2018 году.
По данным Минобрнауки РФ, исследование было проведено в 37 странах. В России оно охватило 4 тысячи работников в 200 школах 14 регионах страны.
Таким образом, исследование TALIS показало, что на возрастную категорию в 25 лет приходится 4,7% молодых учителей, что превышает среднее значение, равное 2%. Однако и число преподавателей старшего возраста (от 50 лет) также превышает средние показатели по странам-участницам TALIS. Таких учителей оказалось 40% по сравнению с 32% среднего значения.
Кроме того, результаты исследования подтвердили, что данная профессия является женской во всём мире. Число женщин в российских школах составило 85% от всей выборки, а среднее значение по странам TALIS – 68%. Также представительницы слабого пола доминируют и в администрации российских школ – 77,6% против 49,8%.
При этом учителя школ России имеют больший опыт, чем преподаватели стран-участниц TALIS, так как их средний стаж составляет более 20 лет. А вот у директоров средний рабочий стаж свыше 9 лет, как и у основной массы их коллег за рубежом.
На основании итогов исследования также выяснилось, что в России педагоги реже меняют место работы (раз в 15 лет), чаще берут полную ставку и могут совмещать 2 или более предметов одновременно. Позитивным фактом является и более высокая средняя зарплата российских учителей, чем в других странах TALIS. Однако и административной нагрузки на них приходится гораздо больше.
Кроме того, у учителей России более всего сформированы установки на развитие собственных профкомпетенций и освоение разного рода новых технологий, в первых рядах которых – ИКТ. Они достаточно высоко оценивают свои возможности и полагают, что успешно справляются с задачами, заложенными в федеральных образовательных госстандартах, хотя, согласно исследованию, далеко не все владеют необходимыми для этого инструментами.
Более всего российских учителей интересует методподготовка, а менее всего – работа со сложными детьми, нуждающимися в поддержке. При этом и у руководителей школ не замечено желание набирать в школу учителей, владеющих приёмами работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья.
Российские педагоги, в отличие от своих коллег из других государств, предпочитают собственным разработчикам уже существующие стандартизированные методы тестирования, а также очень редко используют в дополнение к формальной отметке обратную связь.
Помимо сказанного выше, особо отмечается загруженность педагогов разного рода отчётностью, что отвлекает их работы с учащимися.